Уроки Химии

 
Урок первый

Чертова Елена Николаевна учитель химии МОУ школы с углубленным изучением отдельных предметов №34 Ленинского района г.Воронежа


Урок разработан на основе программы курса для 8 класса общеобразовательных учреждений, О.С.Габриелян. 2007г. и учебника О.С. Габриелян. Химия 8 класс М.: Дрофа, 2007 г.


На уроке используются разные формы организации учебного процесса, приемы, методы. Использование ИКТ, как средство активизирует познавательную деятельность, экономит время при подготовке учителя к уроку, дополняет демонстрационный материал. Но наряду с ИКТ на этом уроке использовался химический эксперимент, который проводили сами ребята на этапе объяснения нового материала.


Результаты: На уроке активно участвовали все, в том числе и слабые ученики. Ученический эксперимент, наблюдения, устное обсуждение, комментарии к наблюдаемым опытам, развивали речь ребят, внимание, аккуратность, оттачивали навыки использования терминологии. При проверке знаний учащихся по данной теме, класс показал хороший результат. Такая форма проведения урока химии с применением ИКТ, активизирует познавательную деятельность учащихся и облегчает усвоение учебного материала.

Урок химии в 8 классе. Чистые вещества и смеси

Тип урока: комбинированный
Карта дидактических целей урока.
Цель урока
Для учителя

1. Образовательная
Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме
1.Знать смысл понятия чистого вещества и смеси;
2. Знать способы разделения смеси.

2. Развивающая
Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью
Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность

3. Воспитательная
Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности.


Цели по содержанию:

Образовательная:
• закрепить знания номенклатуры неорганических веществ разных классов;
• сформировать понятие о чистом веществе и смеси.
Развивающая:
• продолжать формирование умений учащихся составлять формулы неорганических веществ по названиям и называть вещества по формулам;
• продолжать формирование умений учащихся распознавать классы неорганических соединений по формулам;
• сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси по веществ;
• сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;
• сформировать умения разделять смеси отстаиванием, фильтрованием, с помощью магнита, выпариванием.
Воспитательная:
• способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

Ожидаемый результат: Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Методы обучения: проблемный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.

Средства обучения:
Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2007 г.
Презентация в MS Power Point.
Демонстрационный эксперимент с использованием виртуальной лаборатории по химии:
Разделение смеси фильтрованием;
Разделение смеси выпариванием;
Дистилляция воды
Карточки с заданием для групповой работы.

Оборудование и вещества:
Компьютер, проектор.
Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя привыполнении виртуальной практической работы:


Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
1. Беседой выяснить вопросы ( учитель демонстрирует карточки с формулами веществ, соответствующих классов):
Какие соединения называются оксидами? (Оксиды – это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления (-2))
Какие соединения называются кислотами? (Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)
Какие соединения называются основаниями? (Основание – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)
Какие соединения называются солями? ( Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)

2. Проверочная работа (5-7 минут). На слайдах представлены вопросы проверочной работы.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.
1. Беседой выясним вопросы:

1. Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)

2. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

3. Запись даты и темы урока учащимися в тетради.

4. Цели урока обсуждаются с учащимися и как результат совместных действий демонстрируется слайд:

1. Выяснить, какое вещество считают чистым.

2. Что такое смесь? Какие бывают смеси?

3. Какими способами можно разделить смеси?

III. Объяснение нового материала.

1. Смеси и их классификация.

а. Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде
Далее ребята дают определение смеси, как комбинации их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.
Учащиеся фиксируют содержание слайда в тетради.
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.
(демонстрируется слайд «Состав воздуха», на который можно перейти по гиперссылке Воздух предыдущего слайда. По окончании рассказа, щелчок на стрелочку слева внизу переместит на слайд «Классификация смесей»).
Далее рассматривается классификация смесей, с помощью слайда и учебного фильма по химии в 8 –м классе
Значок I означает, что схема показана вся.

смеси
Однородные
Неоднородные
Растворы сахара в воде, NaCl, воздух
Смесь Fe +S, NaCl и сахара, глина с водой)


Далее педагог обращает внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.

2. Чистое вещество.

а. Учитель демонстрирует слайд, поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема, которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды tкип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с tкип дистиллированной воды».(слайд)
Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на tкип С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).
Демонстрируется слайд
Ребята записывают в тетрадях выводы.
Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.
Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Подтверждение тому :

б. Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита. (можно отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит этот ученик)

3. Основные способы разделения смеси.


а. Демонстрация схемы способов очистки смесей в зависимости от вида смеси.( Гиперссылки на слайды «Фильтрование», «Разделение смеси серы с железом»)

б. Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования, выпаривания, отстаивания, дистилляции воды(рисунок аппарата на слайдах:
Выпаривание может показать учащийся, а кристаллизацию можно продемонстрировать в виде растущих кристаллов. Как вариант можно использовать программу «Виртуальная химическая лаборатория(НФПК) и продемонстрировать опыт «Получение дистиллированной воды».
Во время проведения опытов я предлагала другим учащимся выступить в роли комментатора, который бы описывал все действия, ученика, проводившего опыт.

IV. Закрепление.

1. Групповая работа. Каждая группа получила задание «Как разделить смесь?» Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

2. На втором этапе ребятам было предложено ответить на вопросы теста, который был представлен на слайдах

V. Рефлексия.

1. Беседа по вопросам:

а. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

б. Что запомнилось?

в. Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

2. Поведение итогов.

VI. Домашнее задание: ...


Скачать можно здесь

Урок второй

Урок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции»


«… Мы отнюдь не властвуем над
природой, все наше господство
состоит в том, что мы… в отличие
от всех других существ, умеем
познавать ее законы и правильно
их применять.»
Ф. Энгельс .


Цели.

Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по составу реагирующих веществ реакции, продолжить формирование умений составлять уравнения реакций.

Развивающие. Продолжать развитие интеллектуальных умений – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция; развивать произвольное внимание, межпредметные связи, навыки работы на компьютере.

Воспитательные. Продолжать формирование: научного мировоззрения на процессы превращения веществ; нравственные сферы личности учащихся; интереса к предмету.

Методы и методические приемы. Эвристическая беседа, письменная работа, лабораторный опыт, индивидуальные задания, практическая работа (виртуальная).

Оборудование. Компьютерный класс, презентация по теме урока, листы с заданиями, химическое оборудование для демонстрации опытов.

Ход урока.

• Вводное слово учителя.
Фронтальная беседа с учащимися:


Какие вещества по составу мы знаем?
Что такое простое и сложное вещество?
Что происходит с веществами в процессе химической реакции?
Какие типы химических реакций вам известны?
Дайте определения названных типов реакций.
Какова основа этой классификации?

Рассматриваем примеры реакций, протекающих в природе( образование природного газа, фотосинтез, реакции, протекающие в атмосфере)

СО2+2Н2 = С + 2Н2О (р-ция замещения)

С+2Н2 =СН4 (р –ция соединения)

6СО2+ 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2(р –ция соединения)

В организме человека происходит расщепление белков, жиров и углеводов до конечных продуктов СО2 и Н2О ( р-ции разложения)

Реакции, происходящие в атмосфере

S + O2= SO2(р –ция соединения)

C + O2 = CO2(р –ция соединения)

SO2+ Н2О = Н2 SO3(р –ция соединения)

CO2+ Н2О = Н2 CO3(р –ция соединения)

Признаки химических реакций? (Демонстрация опытов)

 

Самостоятельная работа по карточкам.

Вариант 1

Ф И учащегося_________________________

№ п/п
Задание
Сумма коэффициентов в каждой реакции
Итог
1

Расставить коэффициенты и определить тип реакции
1. KBr + Cl2 = KCl + Br2;
Тип реакции_______________

2.Li + O2 = Li2O;
Тип реакции_______________

3.KClO3 = KCl + O2
Тип реакции_______________

2
Закончить уравнения химической реакции и расставить коэффициэнты
1. Mn2O3 + Si =
Тип реакции_______________
2.CaCO3
Тип реакции_______________
3.Al + Cl2 =
Тип реакции_______________
3

Составить реакцию по схеме
1. Калий + сера =
_________________________
Тип реакции_______________
2.Соляная кислота + цинк =

_________________________
Тип реакции_______________




Вариант 2


Ф И учащегося_________________________

№ п/п
Задание
Сумма коэффициентов в каждой реакции
Итог
1
Расставить коэффициенты и определить тип реакции
1. MnO2 + H2 = H2O + Mn;
Тип реакции_______________
2.HCl + Zn = ZnCl2 + H2;
Тип реакции_______________
3. Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
Тип реакции_______________
   
2

Закончить уравнения химической реакции и расставить коэффициэнты

1. CuSO4 + Fe =
Тип реакции_______________
2. Ba + O2 =
Тип реакции_______________
3. Cu(OH)2 =
Тип реакции_______________

   
3

Составить реакцию по схеме
1. Алюминий + сера =
______________________
Тип реакции_______________

2. Серная кислота + калий =
______________________
Тип реакции_______________

   



Практическая работа на компьютерах:


Выполнение и запись реакций обмена.


По выбору уч-ся выполняют и записывают реакции обмена.

Подведение итогов самостоятельной работы.


Выводы: Что дают знания о типах химических реакций?
Ответ мотивируйте.

Заключительная часть: слово учителя – подведение итогов.

Человек может создавать новые вещества, которые ему необходимы в жизни. При создании новых веществ и использовании различных химических превращений он не должен наносить вред природе и самому себе. Эта задача сложная, но посильная для человека, потому что человеческий разум является определяющим фактором развития, мощной силой взаимоотношений природы и общества.


Домашнее задание:


Опираясь на полученные знания, подготовить сообщения на тему:

1.Автомобиль – враг природы.
2.Реакции на нашей кухне
(по выбору).

 

К конспекту урока прилагается презентация

Hosted by uCoz